Кассовый аппарат для ИП — кто должен использовать по видам деятельности, постановка на учет и штрафы

Кассовый аппарат для ИП и ООО в 2017 году

Обратите внимание, с 15 июля 2016 года вступил в силу закон об онлайн-кассах (ФЗ № 290 от 03.07.2016), согласно которому большинство компаний и ИП должны перейти на новые кассовые аппараты с 2017 года.

Осуществить регистрацию ККТ без функции онлайн-передачи, по правилам, указанным в настоящей статье, возможно только до 1 февраля 2017 года (с правом работы на такой кассе до 1 июля 2017 года).

С 1 февраля до 1 июля 2017 года зарегистрировать можно только онлайн-кассу. В указанный период, ООО и ИП должны перейти на новые аппараты. При этом, допускается перерегистрация (снятие с учета) старых ККТ.

Нужен ли кассовый аппарат для ИП и ООО

Использование кассового аппарата в предпринимательской деятельности регламентируется нормами Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54 – ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

В соответствии с ФЗ № 54 от 22.05.2003, ИП и ООО, осуществляющие расчеты наличными денежными средствами или принимающие банковские карты, обязаны использовать контрольно-кассовую технику (ККТ).

Тем не менее, существует ряд исключений, которые позволяют некоторым индивидуальным предпринимателям и организациям вести бизнес без применения кассового аппарата:

1. Плательщики ЕНВД (ИП и организации), а также ИП, применяющие ПСН имеют право не использовать кассовый аппарат. Однако, по требованию покупателя или клиента, они обязаны выдавать документ, подтверждающий прием денежных средств (товарный чек, квитанция и т.д.).

Данный документ должен предоставляться в момент оплаты и содержать следующие сведения:

  • Наименование документа.
  • Порядковый номер документа и дату его выдачи.
  • Наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя.
  • Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
  • Наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
  • Сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях.
  • Должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, его личную подпись.

2. Организации и ИП, оказывающие услуги населению, независимо от выбранной системы налогообложения, имеют право не использовать кассовый аппарат, при условии выдачи покупателю (клиенту) бланка строгой отчетности (БСО).

К примерам бланков строгой отчетности можно отнести транспортные билеты, квитанции, билеты в кино, абонементы, талоны, туристические и экскурсионные путевки и так далее.

Порядок оформления и выдачи бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения установлен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 359.

Обратите внимание, с 1 июля 2018 года ООО и ИП придется перейти к использованию БСО в новом, электронном формате. Для этого потребуется приобрести специальное автоматизированное оборудование, а именно ККТ, предназначенную для формирования бланков БСО и печати их на бумажных носителях. Новые БСО в электронном виде будут передаваться в налоговую и направляться на электронную почту покупателю (либо в виде смс).

3. ИП и организации на любой системе налогообложения, могут не использовать кассовый аппарат при осуществлении некоторых видов деятельности.

Перечень видов деятельности освобожденных от обязательного применения кассового аппарата

  • Продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом местной власти. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно.
  • Продажа ценных бумаг и лотерейных билетов.
  • Продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте.
  • Обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий (детские сады, школы).
  • Торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, и других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других торговых мест, открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
  • Разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом).
  • Продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
  • Торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив.
  • Торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами.
  • Прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализация предметов религиозного культа, религиозной литературы и оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний.
  • Продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
  • Организации и ИП, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местах (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа) которые указаны в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ.
  • Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Таблица 1. Обязанность применения кассового аппарата в зависимости от выбранной системы налогообложения.

Требования к кассовому аппарату

Для постановки на учет в ИФНС и дальнейшего использования в предпринимательской деятельности можно применять только те модели контрольно-кассовой техники, которые перечислены в государственном реестре.

Определить, включена модель в список или нет, можно либо просмотрев сам реестр, либо, проверив во время покупки наличие на корпусе ККМ голографической наклейки «Государственный реестр» текущего года.

Чтобы конкретную модель ККТ включили в государственный реестр, она должна соответствовать определенным требованиям.

Перечень требований к контрольно-кассовой технике для её добавления в государственный реестр

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470 ККТ должна:

  • Иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков.
  • Обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации.
  • Обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.
  • Обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.
  • Обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.
  • Эксплуатироваться в фискальном режиме.
  • Регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.
  • Блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.
  • Иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • Быть исправной.
  • Обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания.
  • Соответствовать образцу, представленному в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр.
  • Иметь паспорт установленного образца.
  • Иметь идентификационный знак установленного образца.
  • Иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию.
  • Иметь знак «Сервисное обслуживание» установленного образца.

В государственном реестре помимо перечня разрешенных моделей, также содержится информация по тем реквизитам, которые печатает конкретный кассовый аппарат в кассовом чеке.

Набор этих реквизитов отличается по видам деятельности, поэтому при выборе кассового аппарата советуем обращать внимание, для какой сферы деятельности он предназначен (торговля, оказание услуг, продажа билетов и т.д.).

Обратите внимание, что ещё существуют такие устройства, как чекопечатающие машинки (ЧПМ). В их составе отсутствует блок памяти ЭКЛЗ, поэтому они не признаются контрольно-кассовой техникой и не могут быть поставлены на учет в ИФНС.

ЧПМ, как правило, используют плательщики ЕНВД и ПСН для выдачи покупателям (клиентам) документов подтверждающих оплату. При чем этот чек должен содержать все необходимые реквизиты (см. выше).

Где купить кассовый аппарат

Кассовый аппарат нельзя купить в обычном магазине компьютерной техники. Его продажей, ремонтом, и дальнейшим техническим обслуживанием занимаются специализированные компании, утвержденные Государственной экспертной комиссией по ККМ.

Эти компании, как правило, имеют свою розничную сеть продавцов и центров техобслуживания (ЦТО), через которые они реализуют кассовые аппарат и проводят их сервисное обслуживание. Стоимость ККТ в таких магазинах составляет от 8 000 до 25 000 рублей.

После покупки ККМ необходимо заключить договор с ЦТО на дальнейшее техническое обслуживание. ЦТО наклеит на кассовый аппарат объемную голограмму «Сервисное обслуживание» и выдаст второй экземпляр договора, без которых постановка ККМ на учет в ИФНС невозможна.

Стоимость техобслуживания в ЦТО начинается от 300 рублей в месяц. Кроме этого, ежегодно необходимо менять блок памяти ЭКЛЗ. Фискальная память также меняется в случае переполнения. Стоимость замены ЭКЛЗ – от 6 000 рублей (в зависимости от конкретной модели ККМ).

Если вы хотите сэкономить, то можно купить кассовый аппарат бывший в использовании (такие ККМ также продаются в ЦТО). Кассовый аппарат Б/У обязательно должен быть снят с учета в ИФНС и иметь новый блок фискальной памяти ЭКЛЗ. Также, обратите внимание на срок его предыдущей эксплуатации, так как общий срок работы ККМ не должен превышать 7 лет.

Регистрация кассового аппарата в налоговой инспекции

После приобретения ККМ и заключения договора с ЦТО кассовый аппарат необходимо поставить на учет в ИФНС:

  • ИП – по месту своего жительства.
  • ООО – по месту своего нахождения (юридическому адресу главного офиса).

Примечание: если кассовый аппарат планируется использовать не по юридическому адресу организации, то необходимо будет создать обособленное подразделение и уже по его месту нахождения поставить ККМ на учет в ИФНС.

В тех случаях, когда организация имеет несколько обособленных подразделений, подведомственных разным налоговым органам, но находящихся в одном муниципальном образовании, то все ККМ разрешается регистрировать в одной ИФНС, по вашему выбору.

Шаг 1. Подача необходимых документов

Для регистрации кассового аппарата в ИФНС необходимо представить следующие документы:

  • Заявление о регистрации.
  • Паспорт контрольно-кассовой техники (идет в комплекте с ККТ).
  • Договор с центром технического обслуживания (ЦТО).

Данный перечень является исчерпывающим, никаких иных документов для регистрации ККМ работники ИФНС требовать не вправе. Однако, в некоторых налоговых органах этим правилом пренебрегают и просят дополнительно предоставить:

  • Учредительные документы (свидетельства ОГРН и ИНН).
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя.
  • Договор аренды или свидетельство о праве собственности помещения, где будет использоваться кассовый аппарат.
  • Документы, подтверждающие покупку ККМ (квитанция, накладная, чек).
  • Прошитый, пронумерованный, заверенный подписью и печатью (если есть) журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4).
  • Прошитый, пронумерованный, заверенный подписью и печатью (если есть) журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма № КМ-8).
  • Копия отчетности (декларация, баланс) за последний отчетный период с отметкой налоговой инспекции.

Примечание: если документы для постановки на учет подает представитель, ему необходимо предоставить доверенность на осуществление регистрационных действий.

Шаг 2. Осмотр кассового аппарата

После подачи документов необходимо согласовать с работником ИФНС дату, место и время осмотра ККМ (обращаем ваше внимание, срок рассмотрения документов не должен превышать 5 рабочих дней). Если кассовый аппарат большой (платежный терминал, банкомат) то вполне возможен выезд работника ИФНС по месту нахождения ККМ.

Осмотр и проверка кассового аппарата производится работником ИФНС в присутствии заявителя (ИП, руководитель организации или доверенное лицо) и специалиста ЦТО. В процессе осмотра проверяется целостность корпуса ККМ и наличие на нем знака «Сервисное обслуживание».

Шаг 3. Фискализация и завершение регистрации

После осмотра на кассовый аппарат устанавливается пломба (работником ЦТО) и производится его фискализация, в ходе которой налоговый инспектор вводит специальный пароль доступа, защищающий фискальную память от взлома.

По завершении фискализации для проверки исправности ККМ работник ИФНС отпечатывает кассовый чек на произвольную сумму и проверяет в нем наличие всех необходимых реквизитов (ФИО ИП, наименование организации, ИНН, заводской номер аппарата и т.д.). Если с кассовым аппаратом все в порядке инспектор регистрирует его в своей книге учета.

Далее он делает отметки в паспорте ККТ и учетном талоне, заверяет журнал кассира-операциониста (прошитый, пронумерованный, заверенный подписью и печатью (если есть печать) журнал необходимо принести с собой на осмотр), выдает карточку регистрации ККТ и возвращает документы, прилагавшиеся к заявлению на регистрацию.

После этого кассовый аппарат считается зарегистрированным и его можно использовать в деятельности.

Перерегистрация кассового аппарата

Перерегистрация контрольно-кассовой техники осуществляется в случаях:

  • Замены фискальной памяти или накопителя фискальной памяти (ЭКЛЗ).
  • Смены адреса места установки контрольно-кассовой техники.
  • Изменения ФИО индивидуального предпринимателя или наименования организации.
  • Смены центра технического обслуживания (ЦТО).

Для перерегистрации кассового аппарата необходимо обратиться в налоговую службу по месту учета и предоставить:

  • Заявление о перерегистрации.
  • Паспорт контрольно-кассовой техники.
  • Карточку регистрации ККТ.
  • Договор с ЦТО (в случае замены ЭКЛЗ).

Во время перерегистрации требуется присутствие заявителя и специалиста ЦТО. Процесс осмотра и проверки исправности кассового аппарата такой же, как и при его первичной постановке на учет. Отметки об успешной перерегистрации ККМ вносятся в паспорт и учетный талон.

Снятие с учета кассового аппарата

Для снятия с учета необходимо обратиться в налоговую службу, в которой кассовый аппарат состоит на учете и предоставить:

  • Заявление о снятии с учета.
  • Паспорт контрольно-кассовой техники.
  • Карточку регистрации ККТ.
  • Договор с ЦТО.

Снятие с учета производится в течение 5 рабочих дней. Во время снятия специалист ЦТО составляет акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков по форме КМ-2.

В свою очередь, работник ИФНС делает отметки о снятии с учета ККТ в паспорте, учетном талоне, книге учета и карточке регистрации. После чего заверяет их печатью и выдает на руки заявителю (при этом карточка регистрации остается в ИФНС и хранится в течение 5 лет).

Передача данных кассового аппарата в ИФНС через интернет

Как было сказано выше, 15 июля 2016 года вступил в силу ФЗ № 290 от 03.07.2016, согласно которому все бизнесмены должны будут до 1 июля 2017 года перейти на онлайн кассы (устройства с функцией передачи данных в налоговые органы через Интернет).

Основными целями данной инициативы чиновники называют снижение теневого оборота наличности и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Покупатели смогут получать электронные чеки, легальность и точность которых можно будет оперативно проверить с помощью мобильного приложения, а при возникновении претензий – пожаловаться в ИФНС.

По заявлениям властей благодаря этой реформе процесс использования ККТ и взаимодействия с ИФНС для предпринимателей должен существенно упроститься:

  • Регистрация ККТ будет происходить в электронном виде без посещения налоговой службы.
  • Ежегодная перерегистрация кассовых аппаратов будет отменена.
  • Сократится количество налоговых проверок (так как операции по кассе будут полностью прозрачными).
  • Будет отменено обязательное техническое обслуживание ККТ (в том числе замена ЭКЛЗ).

Кроме этого, должны сократиться расходы, связанные с приобретением новых кассовых аппаратов. Во-первых, при денежных расчетах с клиентами должны разрешить использовать свои личные электронные устройства (смартфоны, планшеты и т.д.), а во-вторых, представителям малого бизнеса обещают налоговый вычет в размере 18 000 рублей на каждую онлайн кассу.

Для того чтобы понять насколько новая реформа возможна к реализации в современных реалиях, был проведен специальный эксперимент (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 657).

Эксперимент проходил на территории г. Москвы, Московской области, Калужской области и Республики Татарстан в период с 1 августа 2014 года по 1 февраля 2015 года.

В нем приняли участие все желающие компании и предприниматели (в основном это были представители крупных торговых сетей: «Азбука вкуса», «М.Видео», «Перекресток», «Метро Кэш энд Кэрри» и т.д.).

Всю информацию по данному эксперименту вы можете найти на его официальном сайте.

По результатам проведенного эксперимента «подопытные» толком ощутить что-нибудь полезное или отрицательное от этой затеи не успели, в свою очередь, «экспериментаторы» решение, о том, что наша страна к подобной практике готова, приняли достаточно быстро.

Таким образом, с апреля 2016 года бизнесмены могли добровольно начать регистрировать в налоговых органах ККТ с функцией передачи данных онлайн. В обязательном же порядке осуществить переход на современные кассы необходимо до 1 июля 2017 года.

Обратите внимание, что данная реформа не обошла стороной и тех предпринимателей, которые на данный момент освобождены от применения кассового аппарата (плательщики ПСН и ЕНВД). Их также обяжут применять онлайн кассы в обязательном порядке. Случится это 1 июля 2018 года.

Штрафы за нарушения применения кассового аппарата

Надзор за правильным использованием контрольно-кассовой техники осуществляют работники Федеральной Налоговой службы, которые, также, вправе выписывать штрафы.

С 15 июля 2016 года изменились размеры штрафов, предусмотренных статьей 14.5 КоАП РФ.

Неприменение ККТ:

  • Для должностных лиц – от 25% до 50% от суммы покупки, но не менее 10 000 рублей.
  • Для юридических лиц – от 75% до 100% от суммы покупки, но не менее 30 000 рублей.

Повторное неприменение ККТ:

  • Для должностных лиц – дисквалификация от 1 до 2 лет;
  • Для ИП и компаний – приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Отчетность по ККТ и кассовая дисциплина

В процессе использования кассового аппарата необходимо оформлять следующие документы:

  1. Акт о переводе показаний и регистрации счетчиков (форма КМ-1) – оформляется при вводе в эксплуатацию нового кассового аппарата, а также в ситуациях, когда обнулились счетчики ККМ (при замене фискальной памяти или другом ремонте в ЦТО).
  2. Акт о снятии показаний счетчиков (форма КМ-2) – оформляется при ремонте кассового аппарата или при его передаче для работы в другую организацию.
  3. Акт о возврате денежных сумм (форма КМ-3) – оформляется при возврате денежных средств покупателям по неиспользованным кассовым чекам (в том числе, по ошибочно пробитым чекам).
  4. Журнал кассира-операциониста (форма КМ-4) – оформляется для учета всех операций по кассовому аппарату. Записи в журнале осуществляет кассир по снятым показаниям Z-отчетов. На каждую кассовую машину заводится отдельный журнал.
  5. Журнал по форме КМ-5 – оформляется в организациях, работающих без кассира-операциониста (в случаях установки ККМ на прилавках магазинов или для работы официанта).
  6. Справка отчет кассира-операциониста (форма КМ-6) – оформляется кассиром на основании Z-отчета каждый рабочий день (смену). В ней отражаются показания счетчиков ККМ и выручка за день. Отчет вместе с выручкой кассир сдает по приходному кассовому ордеру руководителю организации. В небольших организациях кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка.
  7. Сведения о показаниях счетчиков ККМ (форма КМ-7) – применяется для составления сводного отчета о показаниях счетчиков ККМ и выручке за рабочий день (является приложением к справке-отчету кассира-операциониста).
  8. Журнал учета вызовов технических специалистов (форма КМ-8) – ведет специалист ЦТО, который делает записи о проведенных работах. Журнал хранится у руководителя организации.
  9. Акт о проверке наличных средств кассы (форма КМ-9) – оформляется в случае внезапной проверки со стороны контролирующей организации с целью проверки фактического нахождения наличных денежных средств в кассе.

Обратите внимание, что помимо отчетных документов по кассовому аппарату, всем ИП и организациям при осуществлении наличных денежных расчетов необходимо соблюдать правила кассовой дисциплины.

Примечание: организациям и предпринимателям, которые перешли на онлайн-кассы, вышеперечисленные отчетные документы оформлять не нужно.

www.malyi-biznes.ru

Кассовые аппараты для ИП: цена и регистрация. Обязателен ли кассовый аппарат для ИП?

Давайте поговорим о деятельности индивидуальных предпринимателей. Кто же такие ИП? Это физические лица, зарегистрированные как предприниматели. Они не имеют статуса юридической организации, однако обладают многими сходными правами в организации деятельности, а также обязанностями, которые на них налагаются уже как на предпринимателей, а не на обычных людей. Вначале открытия ИП у граждан возникает много трудностей и вопросов в оформлении документов. Давайте разберемся в некоторых из них. Пройдя регистрацию, ИП задаются вопросом, нужен ли им ККТ для осуществления деятельности.

Кассовые аппараты для ИП

Законом определены те виды деятельности индивидуальных предпринимателей и организаций, для которых является обязательным использование контрольно-кассовой техники:

1. Торговля товарами.
2. Выполнение работ.
3. Сфера оказания услуг (расчет наличными, банковские карты через терминал).

Есть, безусловно, и исключения.

Какие виды деятельности могут обойтись без применения фискального аппарата?

Кассовый аппарат можно не применять в таких случаях:

  1. Торговля на выставочных центрах, рынках, ярмарках.
  2. Мелкорозничной торговле на вынос продовольственными, непродовольственными товарами с лотков, тележек, корзин.
  3. Торговля из цистерн молоком, квасом, растительным маслом, пивом, рыбой живой, овощами, бахчевыми.
  4. Прием у граждан стеклотары и металла.
  5. Продажа газет, лотерейных билетов, религиозной литературы, журналов.

Во всех этих случаях не используют кассовый аппарат, независимо от того, это юридическое лицо или ИП.

Нужны ли кассовые аппараты для ИП, определяется прежде всего тем, на какой системе налогообложения они находятся.

Юридические лица и ИП, которые являются плательщиками единого налога при отдельных видах деятельности, могут позволить себе обойтись и без применения ККТ. Однако следует не забывать, что это возможно лишь при условии выдачи какого-либо документа (квитанции, чека) по требованию клиента для подтверждения получения денег за товар, предоставленные услуги.

ИП, находящиеся на патенте, также могут не применять ККТ. По сути, можно рассчитываться без кассового аппарата, но при этом использовать бланки строгой отчетности. Есть утвержденные формы таких документов, приравниваемых к кассовым чекам.

Давайте ответим на наиболее частые вопросы индивидуальных предпринимателей:

1. Кассовый аппарат для ИП (упрощенка) нужен в 2015 году? — Однозначно нужен.
2. Обязательно ли кассовый аппарат для ИП применять при осуществлении деятельности?

Основным фактором применения ККТ всегда будет вид деятельности, место и наличие квитанций, подтверждающих факт продажи или оказания услуг.

Регистрация кассового аппарата для ИП

ККТ не просто устанавливается на месте осуществления деятельности, его вначале необходимо зарегистрировать в налоговой. Для этого подают такие бумаги:

1. Заявление о регистрации кассового аппарата.

3. Документ о заключении договора техподдержки с обслуживающей организацией.

Регистрация кассового аппарата состоится не более чем через пять дней с момента подачи заявления. Налоговая выдаст карту о регистрации устройства и вернет документы, приложенные к заявлению. В случае необходимости можно пройти перерегистрацию и сняться с учета. Процедура займет до пяти дней. К заявлению прилагается паспорт аппарата и карта регистрации.

Штраф за неприменение ККТ

За нарушения в применении ККТ предусмотрено наложение административного штрафа. Например, в таких случаях:

1. Непробитый чек (при наличии кассового аппарата чек не был выдан).
2. Использование ККТ, которые не соответствуют нормам.
3. Отказ выдачи товарного чека при покупке.

Размер штрафа составляет от полутора до двух тысяч рублей для ИП.

Приобретение кассового аппарата

Кассовые аппараты для ИП невозможно приобрести в простом магазине цифровой техники. Их продажей и ремонтом, а также обслуживанием занимаются специализированные фирмы, имеющие разрешение Государственной экспертной комиссии. Такие организации обычно имеют сеть розничных магазинов и центров технического обслуживания, в которых они продают ККТ и занимаются сервисным обслуживанием.

Сколько же будет стоить кассовый аппарат для ИП? Цена колеблется от восьми до двадцати пяти тысяч рублей. Мало просто приобрести аппарат. Следующим шагом будет заключение договора на обслуживание с ЦТО. Работники центра наклеят на кассовый аппарат голограмму, подтверждающую их сотрудничество, и выдадут второй экземпляр договора, который обязательно нужен для постановки на учет в налоговую.
Техобслуживание ККТ будет стоить от трехсот рублей в месяц и выше. В кассовых аппаратах ежегодно меняется блок памяти (ЭКЛЗ), а также фискальная память — в случае ее переполнения.

Замена ЭКЛЗ обойдется от шести тысяч рублей и более. Все будет зависеть от модели вашего аппарата. При желании сэкономить можно приобрести ККТ, который уже был в использовании. Но вы должны быть уверены, что он снят с учета в налоговой. Кроме того, такой ККТ должен иметь совершенно новый блок памяти. Еще следует обратить внимание на период его эксплуатации, поскольку общий срок использования техники не может быть более семи лет.
Использование кассового аппарата сопряжено с соблюдением кассовой дисциплины, а также оформлением ряда документов и отчетов. Существует законопроект про переход на онлайн-кассы, которые через Интернет будут передавать информацию в налоговую. Это прежде всего нужно для борьбы с теневым оборотом денег.

Вместо послесловия

При открытии ИП, как правило, экономят на всем, чтоб с чего-то начать бизнес. И необходимость приобретения ККТ может стать неприятным сюрпризом для новичка. Многие просто теряются — нужен ли он им, или можно обойтись и без него. Поэтому в нашей статье мы подробно рассмотрели, когда кассовые аппараты для ИП нужны и как их приобрести и оформить. Надеемся, что наша информация вам поможет разобраться в особенностях применения ККТ для индивидуальных предпринимателей.

fb.ru

Кассовый аппарат для ИП — кто должен использовать по видам деятельности, постановка на учет и штрафы

  • Регистрация ООО (АО) или ИП пройдена и возникает вопрос: нужен ли кассовый аппарат?

В законе о применении контрольно-кассовой техники говорится о том, что все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг за наличный расчет или с использованием банковских карт. В этом законе есть исключения, и если ваш бизнес относится к одному из приведенных ниже исключению, значит кассовый аппарат можно не применять. Если бизнес не имеет ничего общего с приведенным ниже, значит кассовый аппарат обязателен, при этом не имеет значение как вы зарегистрированы (ООО, АО или ИП).
Организации и индивидуальные предприниматели до 1 июля 2018 года, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств.

Кассовый аппарат не требуется в случае:

  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи внутри транспортного средства билетов (талонов) для проезда в общественном транспорте;
  • продажи продуктов питания в образовательных организациях;
  • торговли на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации;
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков;
  • торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения могут не применять ККТ точно так, как и при ЕНВД до 1 июля 2018 года.

Если бизнес не связан с торговлей и общепитом с наемными работниками, то срок возможности работать без ККТ продлен до 1 июля 2019 года.

Можно осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством.
При регистрации организаций или индивидуальных предпринимателей в нашей компании, мы помогаем приобрести кассовый аппарат по выгодной стоимости, зарегистрировать ККТ в налоговой инспекции.
Для регистрации ККТ в налоговой инспекции необходимы следующие документы:
Срок регистрации ККТ в налоговой инспекции – не более 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов.
Налоговая инспекция одновременно с регистрацией ККТ выдает карточку регистрации контрольно-кассовой техники.

Таким образом, однозначно можно ответить на часто задаваемые вопросы:

  • Нужен ли кассовый аппарат в 2018 году при УСН (упрощенке)? Ответ: да, в 2018 году ККТ при УСН нужен.
  • Нужен ли кассовый аппарат для интернет магазина? Ответ: да, нужен.
  • Нужен ли кассовый аппарат ИП или ООО? Ответ: регистрация бизнеса в качестве ООО или ИП не влияет на применение ККТ (контрольно-кассовой техники) или ККМ (контрольно-кассовой машины). Ключевым фактором является вид деятельности, место деятельности, система налогообложения, а также наличие утвержденных бланков строгой отчетности.
  • Нужен ли кассовый аппарат ИП на патентной системе налогообложения? Ответ: ИП на патенте может не применять ККТ до 1 июля 2018 года. Если ИП не занимается торговлей и общепитом с привлечением наемных работников, то ККТ можно не применять до 1 июля 2019 года.
  • Нужно ли выдавать кассовый чек, если ИП сдает квартиру в аренду? Ответ: Если ИП владеет квартирой на праве собственности, то кассовый чек можно не выдавать.

Регистрация ККТ в налоговой инспекции

  • заявление о регистрации ККТ;
  • договор о технической поддержке, заключенный с центром технического обслуживания, больше не требуется.

Перерегистрация и снятие ККТ с учета осуществляются по заявлению в течение 5 рабочих дней.

Если у Вас остаются вопросы по применению кассовых аппаратов, если Вам требуется помощь в приобретении и регистрации ККТ, не забудьте при регистрации ООО или ИП задать свой вопрос юристу. Все консультации при регистрации фирмы – бесплатны. Мы поможем выбрать для Вас подходящий кассовый аппарат!
Повторное нарушение, если сумма расчетов 1 миллион рублей и более:

www.registral.ru

Можно ли работать без ККМ?

С помощью этого онлайн-сервиса можно вести налоговый учет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, Единый расчет, СЗВ-М, подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 325 р/мес.). 30 дней бесплатно. При первой оплате по этой ссылке три месяца в подарок.

Содержание

Подавать заявление на снятие с учета старых касс после 1 июля 2017 года не обязательно. Но это надо сделать, если старую кассу будете модернизировать(письмо ФНС России от 19 июня 2017 г. № ЕД-4-20/11625).

Если компания не снимет старые кассы с учета, это сделают налоговики самостоятельно (письмо ФНС России от 30.12.2016 № ЕД-4-20/25616).

С 1 июля 2018 года онлайн-ККТ обязаны использовать любые организации продающие товары/услуги физ.лицам. Даже если оплата производилась через на р/с организации(ИП) по платёжкам(исключение — платежи от ИП или организаций). (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) (Письмо Минфина № 03-01-15/26324 от 28.04.2017, письмо ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@ ). Надеемся Минфин пересмотрит свою позицию. Однако доводы приводимые в письмах — спорные.

ККМ можно не только купить, но и взять в аренду (письмо ФНС от 15 мая 2017 г. № АС-4-20/9012). При этом фискальный накопитель должен быть куплен, т.к. он должен храниться 5 лет в организации.

В 2016 году можно добровольно перейти на онлайн-ККТ. С 1 февраля 2017 года инспекторы будут регистрировать новые кассовые аппараты с онлайн-модулем. С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).

С 1 июля 2018 года применять новые онлайн-ККТ обязаны на ЕНВД и ПСН(патенте)(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.7.).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.11.).

С 31 марта 2017 года компании и ИП на любом налоговом режиме, торгующие пивом и алкогольной продукцией (в том числе в сфере общепита), обязаны при расчетах с населением использовать ККТ(Статья 16 Федеральный Закон «о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»). Исключений нет даже для тех кто в отдаленных местах. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ разрешил компаниям на ЕНВД и патенте не применять ККМ до 1 июля 2018 года.

БСО с 1 июля 2019 года(было до 18 года — продлили) применять будет невозможно без применения новых онлайн касс(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.8.).

Онлайн касса смогут не применять только: те, кто ведут некоторые виды деятельности (например, продажу газет, мороженого, талонов и билетов, разносную торговлю) или находятся в труднодоступных местностях(список таких мест будет обнародован позже, но вряд ли в нем будет европейская часть России).

В населенных пунктах с населением менее 10 000 человек, Минкомсвязи разрешило применять обычную ККМ вместо онлайн-кассы (приказ Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616). Также регионы установят места плохого доступа интернета, где можно будет не применять ККМ, но нужно будет выдавать товарные чеки по строгим правилам(постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296).

Для онлайн касс более правильный термин контрольно-кассовая техника(ККТ обеспечивает продажу через оператора фискальных данных), а не контрольно кассовая машина(ККМ).

Можно ли не ставить, а модернизировать старые кассы?

Такая возможность законом предусмотрена, но её реализация и стоимость пока не ясна. Возможно проще или выгоднее будет приобрести новую онлайн-ККМ.

О сроках смотрите выше

Какова стоимость и где купить?

Предварительная цена онлайн-касс 30-40 т.р., но точная стоимость пока неизвестна, т.к. закон приняли 3 июля и в продаже таких аппаратов еще нет

В сентябре появились две модели: АТОЛ FPrint-22ПТК стоит около 28-35 т.р. и ШТРИХ-ON-LINE около 55-65 т.р.

Что для них нужно дополнительно?

Для таких касс оставили все те же требования предъявляемые к обычным ККМ, но есть еще новые..

  • Два вида интернета — проводной и беспроводной(GSM, 3G, 4G, но не вай-фай)
  • Необходимо будет дополнительно заключать договор с ОФД(оператор фискальных данных). ОФД будет собирать, хранить и передавать данные, поступающие с онлайн ККМ, в ФНС.

По услугам ОФД можно также заявить вычет НДС (письмо ФНС от 14 июля 2017 г. № СД-4-3/13793).

Из хорошего: применяющие онлайн кассы организации не обязаны применять(о них просто можно забыть) кассовые документы из постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 «КМ-1 «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно — кассовой машины», КМ-2 «Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно — кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию», КМ-3 «Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам», КМ-4 «Журнал кассира — операциониста», КМ-5 «Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно — кассовых машин, работающих без кассира — операциониста», КМ-6 «Справка — отчет кассира — операциониста», КМ-7 «Сведения о показаниях счетчиков контрольно — кассовых машин и выручке организации», КМ-8 «Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ», КМ-9 «Акт о проверке наличных денежных средств кассы»»(письмо ФНС от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-20/18059)(письмо Минфина России от 16.06.2017 № 03-01-15/37692).

Еще «приятных» новостей?

ЦТО будут обязаны иметь лицензию ФСБ, поэтому их услуги также вырастут.

C 4 июля 2016 года малые и средние предприятия(до 250 чел и до 2 млрд в год) и их должностных лиц при первом нарушении штрафовать не будут. Будет только предупреждение. (статья 4.1.1 КоАП РФ).

C 15 июля 2016 года можно заранее устранить нарушение и сделать чистосердечное признание о том, что не был выдан чек или БСО; о том, что работали на незарегистрированном ККМ; о том, что не был пробит чек. Тогда компании удастся избежать штрафов.

Штраф в 2016 году установлены ст.14.5 КоАП:

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, —

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.Положение части 4 статьи 14.5 (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения применяется с 1 февраля 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Далее идут штрафы для операторов:

8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 13 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 14 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 15 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

(примечание введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Инспекторы могут провести проверку ККТ даже без руководителя компании.

Кто применяет

Если не принимать наличных денег или пластиковых карт за товары(услуги), то ККМ не нужен в любом случае и при любом налоге.

Не все обязаны применять кассовый аппарат. На ЕНВД(вмененке) и при ПСН(патенте) применение ККМ не обязательно. Также применение ККМ не обязательно в сфере услуг при условии выдачи БСО.

Для интернет-магазина и обычной торговли можно использовать одну и ту же ККМ (письмо Минфина России от 20.07.2017 № 03-01-15/46230).

Расчетный счет

При любом налоговом режиме, при безналичных переводах на расчетный счет ИП либо организации ККМ не нужен. Такие переводы можно осуществлять как с помощью платежек, так и по квитанциям ПД-4 в любом банке, где их принимают, например, в Сбербанке. Такие квитанции можно печатать и выдавать и юр.лицам и физ.лицам.

Если клиент совсем упрётся и не захочет идти в банк, то можно сделать это за него оплатив по квитанции. Для этого можно взять с него деньги, например, оформив их как аванс. Но это не очень удобно, если клиентов много и суммы небольшие.

Добровольно

Даже если применение кассового аппарата не обязательно, его можно применять для своих целей(без регистрации в ИФНС и постановки на ТО). Например, в целях контроля над продавцами.

На патентной системе налогообложения(бывший УСН патент) с 2013 года применение ККМ не обязательно. Правила применения такие же, как для вмененщиков. См. ниже.

На вмененке

С помощью этого онлайн-сервиса можно вести налоговый учет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, Единый расчет, СЗВ-М, подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 325 р/мес.). 30 дней бесплатно. При первой оплате по этой ссылке три месяца в подарок.

ИП и Организации, являющиеся плательщиками налога ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар(статья 2 п.2.1. N 54-ФЗ О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ).

Товарный чек ЕНВД

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

ЕНВД оказание услуг

При оказании услуг(работ) на вмененке обязателен ККМ, либо БСО, либо «другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)»(54-ФЗ Ст 2. п.2.1.) — тот же товарный чек только за услуги.

Этот «другой документ» тоже самое, что и товарный чек(см.выше) только вместо товара там указывают услугу.

См. тут подробнее: БСО

На упрощенке и ОСНО

Сфера услуг

БСО можно применять до 1 июля 2019 года.

ИП и организации на УСН и ОСН могут принимать наличные с выдачей бланков строгой отчетности (БСО) физическим лицам при оказании услуг(54-ФЗ Ст 2. п.2), но только населению, юр.лицам и ИП, БСО нельзя выдавать. При розничной и оптовой торговле выдавать БСО нельзя. ИП и организации могут сами разрабатывать бланки и печатать их. Печатать БСО на обычных компьютерах нельзя. Заказывать бланки надо в типографиях. Печатать БСО можно самому при условии, что техника, используемая для БСО будет соответствовать требованиям предъявляемым к ККМ. Регистрировать в налоговой БСО не нужно. Необходимо вести журнал учета БСО.

БСО не могут применять также агенты недвижимости и организации оказывающие юридические услуги, т.к. данные услуги явно не прописаны в ОКУН. Но этот вопрос спорный, т.к. в ОКУН есть пункт «Прочие услуги».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 БСО должен содержать следующие реквизиты:

наименование документа, шестизначный номер и серия;

наименование и организационно-правовая форма — для организации; фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя;

место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать отимени юридического лица без доверенности);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

стоимость услуги в денежном выражении;

размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

дата осуществления расчета и составления документа;

должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, исправления не допускаются. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы.

При торговле наличными на УСН и ОСНО ККМ обязателен.

ККМ не нужен

Без ККМ(кассы) могут работать организации и ИП на любой системе налогообложения(в т.ч. при приёме пластиковых карт)(согласно закону О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ статье 2 п.3), осуществляющие следующие виды деятельности:

  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности
  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
  • Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

Нужен ли кассовый аппарат интернет-магазину?

Интернет-магазин это (ОКВЭД 52.61 Розничная торговля по заказам). Налоговый режим УСН или ОСНО. Кассовый аппарат обязателен при приёме наличных. Можно использовать переносной аппарат. При регистрации ККМ в скобках указать «выездная торговля»

Нужен ли кассовый аппарат, если все платежи от клиентов планирую получать через платежный агрегатор (типо яндекс.кассы или робокассы) на расчетный счет??

ККТ вам не нужно покупать. ККТ применяют только при приёме наличных. В данном случае клиенты платят через платежные системы. Яндекс в 2017 году стал ОФД и вероятно будет соблюдать закон об Онлайн-ККМ. Другие системы тоже можно посмотреть. Вы же получаете деньги на расчетный счет.

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 27.06.2011)
«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

ipipip.ru

Нужен ли кассовый аппарат для ИП — кому разрешено работать без ККМ?

Что такое кассовый аппарат и для чего он нужен?

Прежде чем говорить о том, может ли ИП работать без кассового аппарата, не опасаясь штрафов, обсудим, что подразумевается под этим понятием. Многие начинающие предприниматели любую технику, печатающую чеки, ошибочно относят к категории ККТ (контрольно-кассовой техники), хотя это не так.

Кассовый аппарат (ККТ, ККМ, фискальный регистратор) — это разновидность оргтехники, принцип работы которой четко регламентируется федеральным законом 54-ФЗ от 22 мая 2003 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Это основной инструмент, с помощью которого налоговая инспекция контролирует полноту и правильность расчетов предпринимателя с клиентами.

Главная особенность ККТ, которая позволяет контролирующим органам проводить проверки — наличие в технике фискальной памяти, доступ к которой защищен паролем. Этот код известен только сотрудникам налоговой инспекции, поэтому предприниматель не сможет самостоятельно удалить или изменить данные, зарегистрированные кассовым аппаратом.

Альтернативой кассовой машины служат БСО (бланки строгой отчетности), к примеру, билеты в транспорте, кинотеатрах, квитанционные книжки для оплаты ЖКХ. Такие «ручные» чеки должны иметь уникальные серию и номер, обладать рядом атрибутов, позволяющих идентифицировать место выдачи (наименование юрлица и адрес торговой точки), дату, вид и сумму операции. Развитие техники привело к тому, что появились не только типографские БСО, но и аппаратные, изготовленные специальной техникой. В последнее время все большее распространение получают БСО -123, для распечатки которых достаточно принтера, компьютера и доступа к онлайн-системе.

Обязан ли ИП иметь кассовый аппарат?

Итак, вы открываете свой бизнес и хотите узнать, обязан ли ИП иметь кассовый аппарат, или можно обойтись бланками строгой отчетности. Упомянутый ранее 54-ФЗ обязует использовать ККТ всем организациям, в которых предусмотрены расчеты с клиентами:

Тест: нужен ли Вам кассовый аппарат

Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Законные основания не приобретать ККМ

С другой стороны, некоторые виды налогообложения делают необязательным четкий контроль поступлений в кассу организации со стороны налоговой инспекции. К ним относятся ЕНВД и патентная система, так как базой для расчета налоговых платежей в этих случаях доход не является.

Реализация подакцизных товаров лишает предпринимателя права работать без кассового аппарата: в данном случае использование ККМ обязательно.

А если ИП на упрощенке — нужен ли кассовый аппарат?

УСН (упрощенная система налогообложения) — пожалуй, наиболее популярная у российских предпринимателей форма уплаты налогов. ЕНВД и ПСН (налог на вмененный налог и патентная система) более выгодны, однако накладывают жесткие ограничения на виды деятельности ИП, размер торговой площади (ЕНВД ) или численность работников (ПСН).

При выборе УСН играют роль численность работников и годовой доход, но установленные ограничения (менее 100 человек и 80 млн рублей соответственно) позволяют использовать упрощенную систему большей части российских предпринимателей. И у многих из них при регистрации возникает вопрос: если ИП на упрощенке, нужен ли кассовый аппарат?

Мы уже говорили, что необходимости в использовании ККТ нет только у ИП, работающих по патентной системе или находящихся на ЕНВД. Предприниматели на других системах налогообложения (ОСНО , УСН , ЕСХН ) таких послаблений не имеют. Однако исключения, которые касаются видов или места осуществления деятельности, распространяются на организации всех видов налогообложения, в том числе упрощенки.

Какой кассовый аппарат выбрать для ИП и как правильно его зарегистрировать?

Если вы положительно ответили на вопрос, обязан ли в вашем случае ИП иметь кассовый аппарат, то нужно понимать: мало просто приобрести и подключить ККТ, нужно еще правильно зарегистрировать его и своевременно проводить техобслуживание. Без этих процедур налоговая инспекция посчитает, что вы нарушаете законодательство, и вправе выписать штраф.

Чтобы избежать неприятных последствий, следует внимательно отнестись к установке ККТ:

  • Первый этап — выбор и покупка аппарата. На вопрос, какой кассовый аппарат выбрать для ИП, однозначного ответа нет. Вы можете купить новую или подержанную технику, фискальный регистратор или полноценны кассовый аппарат, с ящиком для денег или нет. Главное требование — приобретаемая модель обязана входить в «Государственный реестр контрольно-кассовой техники». При отсутствии вашего ККМ в этом перечне налоговая инспекция не даст разрешения на регистрацию, и вы только потеряете деньги. Именно поэтому приобретать аппарат следует только у сертифицированных ЦТО, которые не только продадут технику, но и будут проводить сервисное обслуживание.
  • Второй этап — регистрация ККМ в налоговых органах. Для этого потребуется паспорт устройства, заявление и договор с ЦТО. Сотрудник налоговой осмотрит аппарат, защитит его от взлома секретным кодом, поставит пломбу на корпус. Только после этого техника может считаться зарегистрированной.
  • Третий этап — правильное использование ККМ. Помимо печати чека, предприниматель обязан вести ряд журналов, делать отчеты, открывать и закрывать смену. Кроме того, ЦТО обязано проводить ежегодное сервисное обслуживание аппарата.

Итак, может ли ИП работать без кассового аппарата? Да, может, если его деятельность подходит под исключения, оговоренные в федеральном законодательстве. Однако отказ от дорогостоящей фискальной техники не позволяет предпринимателю вести расчеты произвольным образом. Организация обязана выдавать клиентам чеки, квитанции определенной формы (БСО), которые подтверждают факт покупки или оплаты услуг. Кроме того, применение чекопечатающих машинок, электронных систем учета операций облегчают предпринимателю учет операций и контроль доходов.

ktovdele.ru